Использование материалов и находок археологической экспедиции Днепропетровского Национального университета сезона 2012 г.
при раскопках Богородицкой крепости.

На протяжении 10 лет раскопками этой крепости руководит Ирина Федоровна Ковалева - доктор исторических наук, профессор Национального университета - некоторое время назад мы презентовали ее книгу под названием " Жизнь, проведенная в могиле". Как использовать этот материал на экскурсии "Вехи истории", которая охватывает довольно длинный маршрут – и с. Старые Кодаки, и запорожское селение Лоцманская Каменка, и место Богородицкой крепости, и Соборную площадь в г. Днепропетровск, и тот район нашего города, который до сего времени коренные жители Днепропетровска называют "Новые Кайдаки" предлагает экскурсовод Пицик Ольга Васильевна.


Состав группы: учащиеся 7-9-х классов.

МАРШРУТ

Автобус остановить на конечной остановке маршрутного автобуса № 125. Необходимо пройти метров 200 до земляных валов, которые находятся на возвышении – остатки Богородицкой крепости.

Экскурсовод

В 16 в. польский король Стефан Баторий в грамоте упоминает городок Самарь, хотя в запорожских летописях Самарь упоминается лишь в 18 в. Если городок был упомянут в документах, значит он играл какую – то определенную роль в истории того времени, и очевидно, немалую. Да, это было то самое время, когда бегство крестьян из разных уголков и Московского государства, и Польши, и Османской империи и др. усиливается в силу самых разных причин, и на незанятых землях они селятся и ведут свое хозяйство.
Конечно, проживать здесь было небезопасно - враг мог подойти и с юга и с севера. Судя по раскопкам, Самарь в 17 в. была не просто городком, но и процветала, т.е. была зажиточной.
Как определили? Найдено много монет - несколько десятков серебряных копеек, которые относятся к разным периодам – времен царя Михаила Романова, царя Ивана 4 Грозного, шведские монеты, и польские полтораки короля Сигизмунда Ш - наряду с настоящими были даже фальшивые, а это говорит о том, что их подделывать могли и здесь, в Самари. Это монеты допетровского периода, а были и 18 в.


И свои жилища поселенцы Самари строили по – другому: в основном это были очень низкие постройки с крышей, почти землянки – это и понятно, в целях безопасности, чтобы враг и вблизи не мог разглядеть, пологий спуск – лестницы, чтобы было удобно проходить в жилище. А вход в жилище почти всегда делали со стороны реки.

Почему?( Прием беседы: вопрос-ответ)

Очевидно, были и подземные ходы из землянки или в сторону огородов, или реки, или леса - в случае опасности можно было незаметно уйти от преследования или пересидеть в таком подземном убежище, так как из - под земли никакого шума не слышно, зато те, находился под землей прекрасно слышал.
Археологи нашли много и предметов домашней утвари – глиняные кувшины, казацкие трубочки, бусинки - это уже говорит о том, что в поселении жили не только мужчины-военные, но и их семьи, и занимались самыми различными ремеслами. Но в случае опасности – и мужчины, и женщины защищали свою землю. Городок Самарь входил в состав Самарской паланки - одной из составляющих частей Вольности Запорожских.
Экскурсовод демонстрирует экспонаты из Портфеля – казацкие трубочки

А вот когда начали строить Богородицкую крепость поселение Самарь прекращает свое сосуществование, так как находится между рекой и крепостью, т.е в случае опасности - страдает в первую очередь. И жители переселяются в другие места . Какова же была внутренняя планировка крепости?
Экскурсовод демонстрирует карту - план Богородицкой крепости-

Богородецкая  крепость



4 дороги, которые расходились из центра к углам крепости, дороги соединялись боковыми улицами, а были еще проулки. Были найдены и монеты уже 18 в. – серебрянные копейки времен Петра 1 назывались "чешуйками", пятаки -"крестовиками", нашли монеты и в полкопейки.

На территории бывшей крепости археологи нашли и остатки жилищ 18 в.- тоже почти землянки, но другой планировки. Вход в жилище представлял узкой крутой спуск, почти колодец ( чтобы тепло не выходило), ставилась деревянная лестница, которую можно было убрать. Некоторые жилища – землянки были с печами, и печи были обложены красивыми плитками, много битой посуды – и стеклянной (такая посуда в то время была дорогой) и глиняной, наверное, там жили офицеры – ведь это уже была крепость государственная. А поскольку эти территории уже охранялись государством, то под прикрытием крепости стал селиться люд поблизости - на берегах рек, речушек и озер: благодаря Богородицкой крепости низовье реки Самары начинает обживаться.


А как вы думаете, почему люди всегда селились у воды? (использовать прием беседы: значение воды в жизни человека).

Издавна здесь у Самары , у Днепра селились наши предки, археологи находят много интересных предметов, которые говорят о далеком прошлом нашего края – например, здесь обнаружили интересную костяную пластину, которую археологи датируют эпохой неолита - 4 тыс. лет до н.э. – на кости крупного животного оленя или тура – нанесены геометрические изображения и насечки, расположенные группами и в определенной последовательности.

(Экскурсовод демонстрирует различные археологические экспонаты из Портфеля - скребки, фрагменты керамических изделий и т.д.)

Кто такой тур? (прием беседы).

А теперь сформулируем ответ на вопрос: почему и Богородицкая и Кодакская крепости были построены в этих местах?

Вернуться на "шаг"назад

Вернуться на главную страницу