Экскурсовод.

Второй месяц весны в славянском народном календаре называется березозол, ручейник, цветень. Снег уже растаял, многие травы и цветы зацвели. Еще бы теплого дождика. И в старину дети призывали дождик распевая:


Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гущи,
Дождик, дождик пуще,
Дай хлеба гуще!
В этот месяц, по представлениям наших предков, Ярило-солнце с Красной горки вкатывался в лето - весна наступала во всей своей красе. Березозол начинался с обманного дня.

Автобус остановился у казацкого хутора.
Группа подходит к воротам, где экскурсантов встречают Хозяин и Хозяйка Хлебом и Солью на вышитом Рушнике.

Экскурсовод.
Пройдемте в хату. Рассаживайтесь по лавкам, да не очень шумите – как бы домовой не рассердился.

1 апреля.

Этот день считается "Днем пробуждения домового". Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права.
Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны - весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Но просыпается он не сразу, да еще и капризничает, а потом начинает шалить - то остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Посмотрите, какой маленький домовенок за печкой спрятался! Его можно успокоить и задобрить – нальем ему молочка и хлеба дадим. А теперь все вместе можно пошутить и повеселиться! - можно одежду наизнанку надеть, на обувь натягиваем разного цвета носки, разговоры ведем шутливые, можно и слегка обмануть, но чтобы не обидеть. Домовых в старину называли еще и так хозяин – батюшко. Когда хозяева уходили, они оставляли избу на домового, приговаривая: «Хозяин-домовой, стереги жилище, пока мы в пути, да в делах, да на отдыхе». А возвращаясь, приветствовали: «Хозяюшко-батюшко, спасибо тебе за службу верную». Если в доме плохо велось хозяйство, не держалось добро, хозяева жили не дружно, можно было и поругать домового: «Что же ты, батюшко, за печкой сидишь, за скотиной не глядишь, по углам не метешь, всякую беду из дома не прогонишь? » На уроках в школе вы делали оберег: веник-домовушку ( экскурсовод показывает коллекцию оберегов), домовой живет на кухне, около домашнего очага, поэтому желательно «домовушку» повесить на кухне. Веник вешали ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Верили, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Внутри дома веник вешали только ручкой вверх. Веник-оберег украшали. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник-оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя все неприятности. Старый веник закапывали на перекрестке дорог так, чтобы земля приняла в себя все беды и они не перешли к другому человеку. Веник бросали вслед человеку, обладающему дурным взглядом. А вот коллекция плетеной обуви – лаптей, там домовой и живет. Из чего плели лапти? В каждой избе на стене висел венок из растений сплетенный, ленточками и красивыми тряпочками украшенный – он отгонял от дома нечистую силу. Мы выходим из хаты. Что нужно сказать нашему знакомому домовому? Правильно! * Хозяин-батюшко! Спасибо тебе за службу верную.*


7 апреля

праздник Огня - жгли костры, водили хороводы. Вот и Хозяин хутора для нас делает костер. Огонь воспринимался как очистительная сила. Кострами приманивали на Землю тепло, помогали пробуждению Матери Сырой Земли. Этот огонь обязательно должен быть чистым, т.е. добыть его надо старинным способом при помощи трения 2-х палочек. Мы должны испробовать этот способ. Кто первый? Такой огонь называли живым, и лишь он мог помочь оживлению природы. В ночь на 7 апреля хозяйки пекли особые хлебцы - считалось, что тем самым можно обеспечить плодородие садов, огородов, полей. В этот день выпускают на волю птиц из клеток, сжигают старую обувь, прыгают через костры ( мы прыгать не будем!), чтобы очиститься от скверны, а вот хороводы обязательно будем водить. Предлагаю сыграть Красную горку – выбираем девицу - красавицу, она будет Весна-Красна. Украшаем ее цветами и травами, на голову надеваем венок из цветов, усаживаем на скамейку и сами рассаживаемся рядом. Рассказываем весенние сказки, загадываем загадки, и получаем призы. Чтобы всякая нечисть нам не мешала привечать весну ее нужно отогнать. Как? А колокольчики на что? Устраиваем веселый перезвон!
( Экскурсовод раздает колокольчики)

12 апреля – хозяйки пекли особое печенье в виде лестницы. В каждой – 12 ступенек, по количеству месяцев в году. Каждый из нас получит по лестнице или лествице ( восхождение), чтобы стремиться стать лучше - это Хозяйка хутора постаралась.

16 апреля – просыпается Водяной, его нужно остерегаться, держать при себе болотную траву Петров крест, а если в этот день поймал рыбку в речке – бросить обратно как подарок Водяному. Можно заглянуть в колодец. Не видно Водяного – похлопаем в ладошки, а в воду бросить немножко кашки – подкормить его.

18 апреля – Федул-ветреник. Обратили внимание, что в хате все окна открыты? Кто в этот день услышит как сверчит сверчок – тот приманит на землю тепло. Прислушайтесь! Чувствуете, как теплом веет? Вот и поговорка * Пришел Федул –теплом подул.*

21 апреля – встреча Солнца и Месяца, если в этот день тепло и светло, то встреча прошла по-доброму и лето будет хорошее, а если пасмурно – то плохое. В последние дни этого месяца наши предки устраивали Ярилины игры, т.е игры весеннего солнца –хороводы, состязания, зрелищные представления –и мы с вами не отстанем. Девушки сплетут венки из первых весенних цветов – чей краше! Приглашаю вас на Ярилины игрища!

22 апреля - День Земли.
Земля на Руси считалась одной из важных стихий мира, как вода, воздух, огонь. Но источником всего живого являлась именно Земля. Все эти стихии оживали весной. В русских народных сказках, былинах богатыри русские особо поклонялись Матери Сырой Земле, ею клялись при заключении договоров, ее целовали, а то и съедали крупицу почвы. Известен также эпизод былины "Добрыня и змей"', в котором богатырь просит землю принять в себя кровь побежденного им змея, чтобы не дать ему возможность возродиться. Клятву землей считали самой надежной. Так, чтобы закрепить границу участка, существовал особый обряд: человек клал себе на голову кусок дерна и шел с ним по меже. Проложенная им граница считалась неприкосновенной и нерушимой, поскольку ее защищала сама земля. С почитанием земли связано и представление о родине. Уезжая в далекий путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили ее на груди в специальном мешочке как оберег. Считалось, что у Земли есть именины, которые отмечали в Духов день.


Было такое пожелание
"Будь здорова как рыба, красива как вода, весела как весна, трудолюбива как пчела и богата как земля святая".

Вернуться на "шаг"назад

Вернуться на главную страницу