На Курсах экскурсоводов в Университете ведет занятия и мастер-класс по военно-исторической тематике Жолудева Людмила Михайловна, экскурсовод с многолетним стажем.

Людмила МихайловнаЛюдмила Михайловна, я помню вашего отца. В памяти засела фраза, что якобы он на 8 лет старше, чем по паспорту.
Это как?

Папа родился в 1911 г.- число и месяц не знаем. в г.Томске. Закончил семилетку, затем в ФЗУ( Фабрично - заводское училище), получил профессию помощника машиниста ( сохранилось свидетельство на право управления паровозом от 7.06.37 г.), работал на Китайско-Восточной железной дороге - водил поезда на Шанхай, Харбин. Это была интересная работа, но и трудная одновременно –однопутка, много мостов через реки , каменные и металлические тоннели, другие железнодорожные сооружения… По долгу работы иногда бываю в музее Днепропетровского Университета железнодорожного транспорта –экскурсовод так увлеченно рассказывает …нет, нет, не о красотах Сибири и Дальнего Востока, а именно об этой дороге - какие в архитектурном отношении интересные мостовые переходы, арочные мосты… Но в 30-е годы в стране появилась новая отрасль промышленности – авиационная, успешно развивается сравнительно новый род войск – авиация, кому, как не молодым, осваивать и покорять небо... Вот и папа - очень хотел летать, но по возрасту уже не подходил и, чтобы поступить в аэроклуб, убавил себе 8 лет. Трудно теперь сказать, как паспорт получил с другой датой рождения - 1919 год.

В авиационное училище с семиклассным образованием не поступить – не хватало базовых знаний!

Да, но тогда в стране была создано Общество содействия обороне, авиации, химической промышленности (ОСОАВИАХИМ) - создавались военные кружки и тиры, команды по воздушному и другим видам спорта. Как бы мы сейчас сказали, секции ОСОАВИАХИМа открывались на предприятиях, в колхозах, учебных заведениях… к занятиям привлекались, прежде всего, молодежь, подлежавшие призыву на военную службу. Кроме прочего, они изучали тактику ведения боевых действий, топографию, учились метко стрелять и проходили санитарную подготовку. Все мальчишки, все, без исключения, увлекались спортом, а выполнив нормы ГТО I и II степени, гордо носили нагрудные значки.


Какие значки пользовались особым авторитетом? значки в авторитете

Например, "Ворошиловский стрелок" и своим названием этот знак обязан реальному случаю.
Однажды К.Е.Ворошилов присутствовал на учениях, и один из стрелков показал плохие результаты. И тогда Ворошилов взял его оружие и выбил 59 очков из 7 выстрелов. Возвращая оружие, сказал: "Нет плохого оружия, есть плохие стрелки". Вот после этого случая и возникло массовое движение : "Стреляй по Ворошиловски".
Кстати, было 2 степени звания "Ворошиловский стрелок" и естественно- 2 значка.
Особое внимание уделялось подготовке летно-технических кадров - овладевали специальностями пилота, авиатехника, моториста, воздушного стрелка, парашютиста. Например, в Днепропетровске была и паращютная вышка и аэроклуб. Многие поступали в авиационные школы, служили в авиачастях Красной армии.
В феврале 1933 года в г. Белово Кемеровской области был создан первый в Сибири аэроклуб – вот туда и поступил папа.

Не рассказывал, на чем учились летать?

На У-2 - четырехкрылый, деревянный, обтянутый перкалью самолет, на нем выросло не одно поколение советских авиаторов! Самолет был создан выдающимся советским авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым еще в 1927 году - предназначался для учебных целей в аэроклубах и летных училищах. Этот самолет так и называли * летающая парта*. И выпускался 25 лет! У этого самолета мотор работал почти бесшумно, конструкция самолета деревянная, скорость 100—120 км в час, грузоподъемность до 300 кг, он был легок и прост в управлении, для посадки и взлета ему достаточно было и ста метров. После смерти авиаконструктора самолет стали называть ПО-2. В фильме *В бой идут одни старики*- летчицы женского авиационного полка летали на ПО-2. Как только не называли немцы По-2: и «молотилкой», и «кофейной мельницей», ( а после войны еще долго этот самолет был на хозяйственных работах и близких пассажирских авиалиниях и мы их называли * кукурузниками*). Занимались в аэроклубе по вечерам да в выходные дни – днем работали В свободное от уроков время собирали и разбирали парашют, пытаясь самостоятельно изучать устройство самолета, летом осваивали простые упражнения, полеты по кругу, взлет и посадку. В конце августа 1940 года всем присвоили звание пилота. Через несколько дней приехал представитель Новосибирской авиашколы и предложил желающим подать заявления для поступления в летную школу - поступили все 70 человек выпуска.

мама Галина Матвеевна А как познакомился с мамой, Галиной Матвеевной?

После окончания аэроклуба поехал в Баку там и познакомился с Анной Матвеевной Кошак. Она родом из Днепропетровской области Царичанского района с. Рудька. После окончания школы училась в Днепропетровском Медицинском институте (сейчас Академия), врач-гинеколог. После окончания - получает направление в Баку, и там в клубе на вечере и познакомились с молодым курсантом. Поженились, а в1941 г. родился сын - назвали Борисом.
В октябре начались занятия в училище - принимая во внимание напряженную международную обстановку это тоже был ускоренный курс. В мае 41 был выпуск - назначение получил в воинскую часть города Канска Новосибирской обл. Жена с сыном осталась в Баку.
Началась война - мирная жизнь была закончена - ждали отправки на фронт, в боевые полки. Папу перевели в Баку - в годы войны в Баку был создан сильный центр по ремонту военной авиации, освоению новой техники, подготовки и переподготовки военных летчиков. Служил вместе с Покрышкиным, осваивал новую летную технику, например, * Аэрокобру*.

Что Михаил Петрович рассказывал об этом американском самолете?

Первые самолеты прибыли уже зимой 42 года. Было много негативных нюансов, но высокими оказались взлетно-посадочные характеристики: разбег небольшой – около 300 м, дальность полета до 1000 км, находиться в воздухе мог более 3,5 часа. Вооружение в основном 37-миллиметровой автоматической пушкой Т-9. Одного попадания такого снаряда было достаточно, чтобы сбить противника. Эти самолеты использовались для сопровождения штурмовиков и защиты их от истребителей неприятеля. А летчик Покрышкин однажды после боя, когда уничтожил подряд три машины врага попросил инженера соединить управление всем оружием на одну гашетку - после такого залпа самолет противника сразу же разваливался в воздухе. Вскоре так сделали и на других самолетах. Всего в СССР было поставлено почти 5 тысяч ( точно не помню) истребителей P-39 Аэрокобра.



Харрикейн Затем летал на *Харрикейнах*- это английские истребители.

А КАКОВЫ ЕГО ЛЁТНЫЕ КАЧЕСТВА?


Папа говорил, что в каждом самолете есть и плюсы и минусы. К достоинствам *Hurricane*( по русски *Ураган *, наши детчики называли на русский манер –харитоши) относили простоту управления, т.е. он был доступен летчику средней квалификации, просторная, с большим обзором кабина, полная радификация. Недостатки - неудачно сконструировано шасси, скорость меньше, чем у Мессершмидта на 50-60 км, а если ломался винт, то починить его было невозможно, а еще и на приборной доске английские меры длины, веса - футы, мили…Вооружение тоже ставили свое, более надежное.

В какой армии воевал?

В 17-й Воздушной, во 2-й гвардейской авиадивизии, в 933 авиаполку. Она была создана в ноябре 42 года, и свой боевой путь начала под Сталинградом. Затем Воронежский фронт, Курский плацдарм, освобождает Днепропетровщину, Запорожье, Молдавию, Румынию. Первым командующим был С.А.Красовский, позднее он командует 2-й ВА, в 17-ю назначают В.А.Судца, нашего земляка из Нижнеднеровского района. В 43-м папа летал на ЛА-5.



Где встретил конец войны?
Войну закончил на аэродроме в Австрии.

После войны - получил назначение в Днепропетровск, где уже проживала семья, аэродром находился в с. Старые Кодаки, затем перевели в г. Красноград,здесь родилась дочь Люда, т.е. я. Там служил 3 года. Затем городок Сталино в Донецкой области, в Куйбышевской области родился сын Саша, далее Тамбовская край - город Моршанск, Евпатория… Он летчик-истребитель 1-го класса, испытывает истребители МиГ-21, Су-7 – это уже сверхзвуковая авиация.

В Днепропетровске на ж\м Солнечный установлен памятник-самолет МИГ-19- воинам 17-й ВА.
самолёт
Последний перевод - в Омск - семья осталась в Евпатории, затем вновь Днепропетровск.

По паспорту вышел на пенсию в 50 лет, на самом деле - в 58. Награжден орденом Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени. Некоторе время еще работал на Днепропетровском Машиностроительном заводе.

А мама, Галина Матвеевна?

В войну работала в госпитале в Баку. Иной раз в жизни происходят такие совпадения…У мамы было 3 брата: Иван, Семен, Григорий и 2 сестры: Александра и Анисья. Григорий - младший, в 43 году, после освобождения Днепропетровщины его забрали в армию. Он был ранен в ногу на территории Украины и отправлен на излечение в Баку,и там , в госпитале, и встретил свою сестру Анну. После излечения( одна нога не сгибалась ) в сопровождении мамы он приехал домой. Так Галина ( дома звали Ганной) Жолудева вернулась в Днепропетровск. Семен погиб на Воронежском фронте. солдат Иван Иван - служил в армии до войны, прошел всю войну,и, обладая хорошим голосом, после войны пел в ансамбле Киевского военного округа, затем работал в Полтавской филармонии
Мама до пенсии работала в больнице. А вообще у меня и дед Матвей Кошак - герой, он полный Георгиевский кавалер в годы Первой Мировой. А у папы было 3 брата – Михаил- летчик, Женя-инженер и Николай - после войны служил в Германии. А сестра Таня стала учительницей.
Папа демобилизован был в июле 1960 г. Когда полк был расформирован, то он Боевое Знамя полка отвозил в Москву.

Когда это было?

В 1996 г.
За всю историю полка 956 офицеров и прапорщиков были удостоены наград, из них 236 – боевыми. Летчики осваивали 11 типов самолетов, в том числе гордость нашей авиации МИГ-25 высотно-скоростной самолет, вооруженный ракетами класса *воздух-воздух*. Американские летчики этот самолет называли *летучая мышь*.
В районе Днепропетровского аэропорта перед городком Авиаторов установлен памятник в честь 933 истребительного авиационного полка, на этом аэродроме полк базировался с лета 1946 г.
Прощание полка с Боевым Знаменем достоялось 18 октября 1996 г.

У нас много экскурсий на военную тему. Почти в каждом городе Днепропетровщины или памятник-танк или памятник-самолет. И это объяснимо – при тесном взаимодействии этих родов войск наш край был освобожден. И в основном это МИГи – в Новомосковске, Днепродзержинске, Желтых Водах, Никополе, Покровском, Верхнеднепровске,Перещепино,Вербках, в Днепропетровске 2 - в Аэропорту и на ж-м Солнечный. В г Марганец - ЛА -29, в Кривом Роге – Як-40. Часто бываю в Запорожье – на ул.Победы установлен ЛА-7, правда, он собран из разных запчастей, но … сердце сжимается…такой маленький, беззащитный по сравнению с современными…

Как отмечаете День Победы?

Всегда идем к монументу Славы- так было заведено при родителях, и сейчас мы эту уже традицию не нарушаем – всегда 9 Мая мы у памятника. И не одни – нас много, тех, кто помнит, любит, почитает своих родителей, бабушек, дедушек. Значит, и нас, наши дети и внуки, не забудут, не бросят в трудную минуту.
У вас много информации по военной авиации, в каких экскурсиях используете этот материал?

У нас есть 2 цикла экскурсий, посвященных подвигу нашего народа в годы войны: *У войны не женское лицо* и * Эхо войны*, да и на обзорных экскурсиях этот материал востребован.

Вернуться на "шаг"назад

Вернуться на главную страницу