Поздравляем с Международным Днем туризма


Мы беседуем с председателем Лиги экскурсоводов г. Днепра.


Наталья Викторовна, Вы были в числе первых, кто осваивал профессию экскурсовода в Днепропетровске. Не помните, как отмечали первый раз День туризма?

Не помню. Все страны этот день начали отмечать в 1980 г., а на Украине только с через 11 лет. К этому времени стройная туристско-экскурсионная система на Украине дала сбой, поэтому отмечали свой профессиональный день в кулуарах. В Днепропетровске инициатором таких встреч была Наталья Кальдина - она в то время уже работала в турфирме * Контур*, иногда там и собирались. Однажды ездили на природу – помню, погода была замечательная. Несколько лет назад был большой сбор - приехали и из Германии и Израиля бывшие наши коллеги. И хоть работа в туризме далеко не легкий хлеб, мы с ноткой ностальгии вспоминаем это время - время молодости, становления в профессии, обретения друзей.

Не жалеете, что выбрали эту профессию?

Я благодарна судьбе.

Приятно слышать. Как было поставлено обучение?

Городское бюро путешествий было создано в 1964 году, через несколько лет создается экскурсионный отдел, т.е. занимались внутренним туризмом по городу, области, Украине. Сначала не было постоянно работающих экскурсоводов - разработку экскурсионных маршрутов по области вели преподаватели истории и филологи - Михаил Семенович Хлавнович, Евгения Евсеевна Шор, Римма Константиновна Шабанова, Калиничев Иван Иванович, Лидия Портнова, Иван Михайлович Елинов , который затем в Горном институте руководил Музеем Истории института, беззастенчиво пользовались свободным временем Людмилы Петровны Крыловой - она работала археологом в Историческом музее. Первые курсы, кстати, 2-х годичные, были организованы в системе Политпросвещени,я и мы, уже работающие самостоятельно, и повышали свой профессиональный уровень, и вели занятия по тем вопросам, в которых уже разбирались. Состав курсов очень разнообразный - и физики и лирики, и совсем юные, и имеющие и жизненный и профессиональный опыт… И количество курсантов доходила до 200 человек, правда, не все курсы оканчивали, а работали, как правило, процентов 10. Они пополняли ряды внештатных сотрудников Бюро путешествий и экскурсий. Многие стали прекрасными руководителями туристических групп… Это сейчас у каждого мобильный телефон ( еще 20 лет назад он нам был неизвестен!), а в то время… Многие решения принимались самостоятельно, а если решение неверное… Опытные, знающие руководители тур.групп были в особом списке у Любаши Кривошеевой - она занималась расстановкой работы много лет. С большим уважением вспоминаю Дагаеву Любовь Константиновну, Анна Алексеевну Кузнецову , Аду Павловскую, Женю Юшко, Инну Смолянскую…

памятник защитника отечества


Несколько лет директором курсов была Хорошилова Нелли Дмитриевна - она награждена орденом Знак Почета. Да, не все становились гидами и экскурсоводами, многие учились чтобы расширить кругозор, не забывайте - интернет не так давно вошел в нашу жизнь.

экскурсоводы на катере

На курсах больше было женщин – не секрет, что женская половина человечества более и любопытная и любознательная. ( В любой экскурсионной группе женщины преобладают!).
На занятия приглашали и ответственных работников в сфере и образования, и медицины, и транспорта и т.д. Музейщики знакомили с историей города, архитекторы, рассказывали о его перспективах.
Вы можете сказать, что сейчас можно путешествовать лежа на диване, включив комп. Да, можно, но это для ленивых. А запах, а вкус, а эмоции? Они так обогащают нашу жизнь!
Да и туризм стал другой. В мои молодые годы – рюкзак (тяжеленный!) за плечи, руки в ноги и вперед… палатка, сгущенка, гречка. Где спать? Лишь бы переночевать. Современным пешим туристам намного легче – часто приходиться наблюдать, как за группой следует автомобиль с поклажей. Человеку остается только наслаждаться. А где преодоление препятствий? Самого себя?

Конечно, я утрирую. Не все и не всегда.

Работы всем хватает? Я не думаю, что у нас нехватка в кадрах.

Зашла на сайт ***Работа- очень многие тур.агентства предлагают работу.


Вы правы - предложений по поводу работы хватает. Но далеко не все соискатели проходят собеседование. Почему? Компьютером уже все умеют владеть, чего не знают – научим. Мы сталкиваемся с тем, что соискатель не способен грамотно строить свою речь, речь не образная, не умеет расположить к себе собеседника, а от этого зависит и работа. В наших Вузах хорошая теоретическая подготовка, а практика маловато. Вот мы и организовали Туристический клуб – хотите научиться работать – приходите. Мы поможем.

Конечно, много приходиться готовиться самостоятельно. Все мои молодые годы я провела в библиотеке, ( с годами сложилась своя профессиональная библиотека – литература не только по истории края, но и психологии . Мой коллега, как то очень образно выразился по поводу нехватки знаний по психологии *... как на одну ногу хромаю*), искусству, экскурсоведению.

Но с появлением интернета получить информацию стало намного проще. Правда, нужно уметь отсекать непроверенный материал, анализировать и красиво говорить.

Туризм за последние 20 лет шагнул далеко вперед, есть новые методики и программы обучения - их надо осваивать. Можно сказать, что у нас сложилось Экскурсионное сообщество - Лига экскурсоводов. Люди, много лет работающие в этой области,(у нас много друзей в других и городах и странах) постоянно общаются друг с другом, обмениваемся материалом - в нашей работе нужен селекционный и пытливый ум.

Есть ли существенное различие в подготовке экскурсоводов как раньше и как сейчас?

Как в любом деле – есть и положительное и отрицательное.
Негатив — большая идеологическая составляющая.
Тексты экскурсий на историческую и военно-историческую тему отдавались на проверку в вышестоящую организацию. Мы знали, что можно сказать, а чего — нельзя. Но хорошо была развита система наставничества, то, что сейчас можем сказать * мастер-класс*. И ты был в ответе за работу своего молодого коллеги, а это дисциплинировало и его и тебя. Сейчас мы практикуем и дистанционное обучение наряду с традиционным.
Какие направления наиболее популярны?

На природу, военная тематика, историческая. А вот революционная тематика используется редко, нет, она не ушла, но интересна только старшеклассникам и студентам исторических факультетов. А жаль. Материал очень интересный. В Киеве разработали экскурсию * Тысяча и одна революция*- еще ее не слышала, но любопытно…

А как ведется работа с детьми?

С детьми не каждый умеет работать. Кроме того, что учитывается учебная программа, используются определенные методы и приемы, надо иметь еще и природные данные, а это не каждому дано. Экскурсии это иллюстративное дополнение к школьной программе, но, с моей точки зрения - обязательное дополнение.
Помогаем краеведческим материалом преподавателям школ, проводим занятия в школах ( они бесплатные), много пешеходных экскурсий. Посещаем выставки, музеи, творческие мастерские. Например, гончарную мастерскую С. Горбаня.

маленькие туристы в школе гончарного искусства



Есть Школа юного экскурсовода.
В музеях появился аудиOгид . Он может стать конкурентом экскурсоводам в проведении экскурсий на транспорте - по городу, краю?
Во многих странах в музеях, замках эта система используется давно. Можно использовать в туристическом поезде, в речных экскурсиях… А в автобусных экскурсиях, навряд ли. Экскурсовод и комментирует и контролирует любую ситуацию. Под громкую музыку в автобусе можете и заснуть, у хорошего экскурсовода – никогда. А кто будет отвечать на интересующие вопросы?
Неоднократно приходилось наблюдать такую картину – например, в музее: группа с экскурсоводом постепенно обрастает экскурсантами, хотя в зале есть аудиогид. Почему? * … а экскурсовод интересно рассказывает.*

Экскурсоводы используют, как вы называете "портфель"?
Я, да. И называется он айпад, ДА, это дополняет рассказ.
В мировом туризме есть что-то новое?
Повторюсь - все новое - это хорошо забытое старое, но на современном уровне сервиса. На одном из туристских сайтов была заметка о том, что в Испании можно путешествовать на историческом поезде. Их так и называют - поезд-отель. Курсируют 2 состава в период весенне-осенний по наиболее интересным туристическим маршрутам. У нас такой поезд назывался туристическим - сейчас возрождается такой вид путешествий.

А смысл слова * путешествие* изменились за эти годы?
За последние несколько десятков лет, наверное, не очень.

Но вот раньше. Я сейчас читаю записки В.И Берха *Путешествие в города Чердынь и Соликамск. Для изысканий исторических древностей.* Это путешествие он совершил в 1821 г. А другие путешественники – Пржевальский, Семенов, Гримау? Это была их служба, долг.

А сейчас - в смысле: приятно провести время.

Итак, есть ли какая-либо польза от путешествий?

Вот что интересно - не все знаменитые люди были склонны к перемене мест. Далеко не все считали, что поездки - это замечательно.

Например, американский философ Ральф Эмерсон говорил, что путешествия — это рай для дураков.

Анатоль Франс считал, что иногда день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.

А как вам такая хорошая мысль :

"человек берет себя с собой, когда путешествует?"



Да, движение - это жизнь, но мне сейчас больше нравится такая позиция



. . . пока можешь ходить, надо ездить. . ."

Вернуться на назад

Вернуться на главную страницу